Нейроигры
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
Иван Петрович Павлов
Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. А самое интересное – мозг можно тренировать. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.
Нейропсихологические игры — это специальные игровые комплексы, способствующие развитию всех психических процессов, зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи. Они снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. Нейроигры приводят к гармонизации межполушарного взаимодействия. В них можно выделить целый ряд преимуществ: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в развивающем процессе.
На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют кинезиологические упражнения (или гимнастика для мозга). Это простые статические упражнения, которые направлены на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Их хорошо использовать в качестве динамических пауз (отдыхалочек), перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, насыщают мозг кислородом, подготавливают ребенка к продуктивной работе.
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- Самомассаж с использованием Су-Джок шариков (Су – Джок терапия) является одним из эффективных приемов, который воздействуя на биологически активные точки обеспечивает развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно влияет на весь организм в целом.
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики типа пальчиковых игр, нейропрописей, нейроклассиков – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Нейродинамическая гимнастика не только усиливает межполушарное взаимодействие, но и стимулирует память, мыслительную деятельность, помогает получить энергию, необходимую для обучения, снижает утомляемость. Ее можно проводить практически в любое время без привязки к месту. Такая гимнастика включает в себя как крупно-моторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание, так и разнообразные комплексы упражнений, направленные на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений.
- Отличным способом развития речевого и моторного ритмов служит логоритмика. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.
- Развитию зрительно-моторной координации «глаз-рука», физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдению равновесия, подвижности плечевого пояса, ловкости рук и кистей способствуют нейротренажеры в виде межполушарных досок, балансиров, нейроскакалок, бизибордов, лабиринтов и пр.
По мере овладения такими упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе, что, несомненно, благоприятно влияет на качество его обучения и развития.
Здесь вы можете посмотреть картотеки
нейроигр и упражнений